Начало работы по 44-ФЗ
Краткая инструкция, где описаны ключевые моменты, на которые надо обратить внимание контрактному управляющему.
ОКПД - это «Общероссийский Классификатор Продукции по видам экономической Деятельности».
Найти код можно или в Приказе Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, или с помощью специальных сервисов.
Определить код ОКПД2 важно, так как в зависимости от его значения будут применяться разные условия закупки: выбор способа определения поставщика, наличие запретов и ограничений по отношению к импортным товарам, предоставление преимуществ участникам закупки и др.
Объект закупки должен быть описан согласно ч.1 ст 33 Федерального закона 44-ФЗ. Не допускается включение требований к качеству и характеристикам требований к производителю товара, к участнику закупки, к наличию у него разных ресурсов, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Регулируется Приказом Минэкономразвития от 31 декабря 2009 г. № 1221 "О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к Правилам установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, - влечет наложение административного штрафа.
Местные органы власти могут утвердить:
1) требования к товарам, работам и услугам (применяются для всех заказчиков для товаров из перечня),
2) нормы денежных затрат (применяются ко всей продукции отдельных заказчиков).
Типовые контракты по 44-ФЗ — это готовые соглашения, которые заказчики обязаны использовать, чтобы разработать проект госконтракта в конкурентных процедурах и в закупках у единственного поставщика.
Постановление правительства № 606 от 02.07.2014 — это основной документ, который регулирует содержание типовых контрактов по 44-ФЗ и порядок их разработки. Разработчики готовят сам текст, информационную карту и приложения к госконтракту. Основной текст содержит условия гражданско-правового договора на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги.
На данном этапе необходимо определить документы, которые должны быть представлены участником закупки согласно законодательству (в составе заявки и/или в процессе исполнения контракта)
Статья 30. Закупка товаров, работ и услуг у СМП / СОНО
Заказчик обязан осуществить закупки у СМП, СОНО в размере не менее 25% (с 2022 года) СГОЗ (совокупного годового объема закупок) путем торгов. При этом, предусмотрены два способа участия СМП/СОНО в закупках
– их участие в определении поставщиков, подрядчиков, исполнителей (НМЦК одной закупки не должна превышать 20 млн.рублей)
– привлечения их в качестве субподрядчиков, соисполнителей.
Заказчик сам определяет, какие закупки будут проводится для СМП/СОНО. Чтобы закупка считалась проведенной у СМП/СОНО необходимо наличие в извещении ограничения в отношении участников закупок - СПМ, СОНО. При этом участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНО. По итогам года составляется Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Статья 28. Участие учреждений и предприятий УИС
Преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%.
Статья 29. Участие организаций инвалидов
Преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%.
Перечень товаров указан в Распоряжении Правительства РФ от 8 декабря 2021 г. №3500-р "Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы и участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов".
В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение инвалидов или УИС, контракт заключается с учетом преимущества 15%, но не выше НМЦК.
Расчет: Цена контракта увеличивается на 15% (но не более НМЦК) и по увеличенной цене заключается контракт.
Применение национального режима при осуществлении закупок (Статья 14)
Для определенных категорий устанавливается запрет на допуск товаров из иностранных государств, а также работ и услуг, выполняемых иностранными лицами. Ограничения устанавливаются постановлениями правительства и приказами Минфина.
Перечень актов, устанавливающий ограничения:
Внимание! Запреты применяются на все способы определения поставщика, в том числе закупки у единственного поставщика!
Название говорит само за себя. С иностранной продукцией (кроме стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС*)) совсем никак нельзя участвовать в закупках, в которых установлен запрет.
Принцип работы. Все заявки с иностранными товарами будут отклонены по 2-й части.
*Примечание: В ЕАЭС входят Россия, Киргизия, Казахстан, Белоруссия, Армения.
Запреты по ПП №616 не применяются в следующих случаях:
а) отсутствие на территории РФ производства промышленного товара, которое подтверждается перечнем, наличием разрешения на закупку Министерством промышленности и торговли;
б) закупка в пределах сумм: стоимость единицы товара не превышает 100 тыс. рублей, а также суммарная стоимость всех единиц составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 123, 125 - 127 перечня);
в) необходимость взаимодействия с товарами ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 67 - 71 перечня);
г) закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым в соответствии с технической документацией (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 25 3 - 25 7 и 47 - 51 перечня);
д, е) закупки, осуществляемые Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой охраны РФ, Службой внешней разведки, МВД, Федеральной службой войск национальной гвардии РФ, подведомственными им организациями и т.п.
По результатам закупок с ограничением допуска можно поставить иностранный товар, но только в том случае, если другие участники закупки также предлагали иностранный товар.
Принцип работы. Народное название — правило «Третий лишний». Если на участие в закупке подано 2 или более заявки, в которых предложен товар ЕАЭС от разных производителей, то все заявки с иностранным товаром будут отклонены по 2-й части.
Для Постановления №878 с 31 августа 2021 года действует правило «Второй лишний». Аналогично: если на участие в закупке подана хотя бы одна заявка, в которой предложен товар ЕАЭС, то все заявки с иностранным товаром будут отклонены по 2-й части.
Постановление | Регулируемая продукция | Как подтвердить соответствие? |
N 617 | Промышленные товары: канцтовары, химическая продукция, изделия из резины, пластмасс и полимерных материалов, металлические изделия, оружие, механизмы, музыкальные инструменты, спортивное снаряжение. | В заявке декларировать наличие товара в реестре российской промышленной продукции с указанием реестрового номера или декларировать происхождение товара из прочей страны ЕАЭС. На этапе исполнения контракта предоставить выписку из Реестра российской промышленной продукции (в случае российского товара) или сертификат СТ-1 в случае товара из прочей страны ЕАЭС. |
N 878 | Радиоэлектронная продукция: оборудование компьютерное, электронное, оптическое, электродвигатели, генераторы, аккумуляторы, кабели провода. | Декларировать в заявке наличие продукции в Едином реестре Российской радиоэлектронной продукции или в Евразийском реестре промышленных товаров с указанием реестрового номера. |
N 832 | Пищевые продукты. | Декларировать в заявке страну происхождения товара (ЕАЭС). |
N 102 | Медицинские изделия. | Приложить в заявку сертификат СТ-1. |
N 1289 | Лекарственные препараты. | Приложить в заявку сертификат СТ-1. |
Условия допуска не применяются:
Принцип работы.
1) При проведении аукциона
Если победитель с иностранным товаром, контракт с ним будет заключаться по цене, сниженной на 15-20 %* от его предложения.
Например: НМЦК=1500тыс.руб. Победитель предложил цену контракта 1000млн.руб. Контракт будет с ним заключен по цене 850тыс.руб.
2) При проведении конкурса, запроса котировок
Заказчик будет оценивать заявки участников с российскими (ЕАЭС) товарами так, будто предложенная в них цена ниже на 15-20 %*, а заключать с ними контракт будет по предложенной ими цене.
*Примечание: преференция в размере 20 % применяется при закупках продукции из Приложения №2 в рамках национальных проектов (программ), преференция в размере 15 % применяется в общем случае при закупках продукции из Приложения №1.
Например:
Участник | Предложенный товар | НМЦК | Фактическое предложение цены | Заказчик оценивает цены как | Итоговые баллы** | Победителю направляют контракт с ценой |
Участник 1 (победитель) |
Есть иностранный товар | 1 200 000 руб. | 900 000 руб. | 900 000 руб. | Меньше баллов | — |
Участник 2 | Весь товар из стран ЕАЭС | 1 200 000 руб. | 1 000 000 руб. | 850 000 руб. | Больше баллов | 1 000 000 руб. |
** Примечание: предположим, что баллы обеих заявок за неценовые критерии равны.
Норма устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров.
Нормирование в сфере закупок 44 ФЗ обязательно для организаций:
➜ государственные органы;
➜ организации, управляющие государственными внебюджетными фондами;
➜ муниципалитеты;
➜ госкорпорации «Росатом», «Роскосмос»;
➜ казенные учреждения (кроме тех, для которых формируется задание на производство работ или оказание услуг от госучреждений и муниципальных организаций);
➜ самые значимые учреждения образование, медицинские организации, объекты науки и культуры.
Правила нормирования в сфере закупок устанавливают:
➜ Правительство РФ: общие правила нормирования определяются Постановлениями Правительства
- №476 от 18.05.2005г. Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения"
- №927 от 02.09.2015г. Об определении требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)"
- №926 от 02.09.2015г. Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)
➜ Органы власти регионов и муниципалитетов: непосредственные правила нормирования.
➜ Местные органы власти. Они могут утвердить:
1) требования к товарам, работам и услугам (применяются для всех заказчиков для товаров из перечня),
2) нормы денежных затрат (применяются ко всей продукции отдельных заказчиков).
Нормирование по 44 ФЗ для бюджетных учреждений:
Требования устанавливаются только к приобретаемым товарам, работам и услугам. Нормативные затраты не регулируются. Исключение – организация осуществляет госзакупку от лица государственного или муниципального заказчика.
Нормирование - это установление требований к продукции, приобретаемой заказчиками (ст.19 44-ФЗ).
Цель нормирования – обеспечить эффективное расходование бюджетных средств и не допустить приобретение товаров, работ и услуг с повышенными потребительскими свойствами и по завышенным ценам.
➤ Включение в один лот технологически не связанной продукции
➤ Включение в один лот двух и более видов работ (услуг), требующих различные виды лицензий (свидетельств, СРО и др)
➤ Включение в один лот товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются и не предоставляются преимущества, преференции
➤ Установление конкретных значений в требованиях к товару (например, длина=4655 мм)
➤ Установление требований к товару, свойственных только одному конкретному товару
➤ Незаконное указание товарных знаков (без возможности предложить эквивалент), страны происхождения товара, маркетинговых наименований
➤ Указание слов "или эквивалент" без расшифровки критериев эквивалентности
➤ Избыточные характеристики
➤ Некорректные ссылки на стандарты, технические регламенты и прочие документы, в т.ч. утратившие силу. Неполное или неточное указание показателей из стандартов, использование ссылок на стандарты без детализации требуемых показателей.
➤ Использование нестандартных показателей, условных обозначений или терминов (без обоснования)
➤ Установление требований к товарам, которые отсутствую в КТРУ (без обоснования)
➤ Установление требований к компонентам товара, химическому составу, технологии производства и т.д.
➤ Установление нереальных сроков поставки
➤ Установление требований к квалификации поставщика, подрядчика, исполнителя (авторизованный сервисный центр, опыт работы и др.)
➤ Требования предоставления "лишних" документов в заявке или при исполнении контракта
➤ Потеря отдельных требований к продукции на стадии заключения контракта