>>

44-ФЗ: кратко о главном простыми словами

Новости школы

Групповой чат

Описание объекта закупки

Порядок и правила описанияТребования, преимущества и ограничения к участникам закупкиЗапреты и ограниченияНормирование затратТиповые нарушения

Порядок и правила описания

Подбор кода продукции по классификатору (ОКПД2)

ОКПД - это «Общероссийский Классификатор Продукции по видам экономической Деятельности».
Найти код можно или в Приказе Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, или с помощью специальных сервисов.
Определить код ОКПД2 важно, так как в зависимости от его значения будут применяться разные условия закупки: выбор способа определения поставщика, наличие запретов и ограничений по отношению к импортным товарам, предоставление преимуществ участникам закупки и др.

Проверить наличие сведений в Каталоге товаров, работ, услуг (КТРУ)

  • Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ: при описании объекта закупки необходимо заполнить все технические характеристики (выбрать из перечня). Здесь нужно обратить внимание, что некоторые из характеристик являются обязательными при описании объекта закупки, а некоторые - не обязательные.
  • Заказчик вправе указать дополнительные характеристики объекта закупки, которые не предусмотрены в КТРУ. В этом случае заказчик обязан включить в описание ТРУ обоснование необходимости использования такой
    информации.
  • Если в КТРУ нет объекта закупки, то необходимо описать приобретаемые товары, работы и услуги по правила статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ.
  • Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд находится на сайте ЕИС (https://zakupki.gov.ru).

Описание объекта закупки согласно ст.33 Закона 44-ФЗ

Объект закупки должен быть описан согласно ч.1 ст 33 Федерального закона 44-ФЗ. Не допускается включение  требований к качеству и характеристикам требований к производителю товара, к участнику закупки, к наличию у него разных ресурсов, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Проверить наличие государственных стандартов, технических регламентов, сводов, правил, документов стандартизации и других обязательных документов

  • ГОСТ - Государственный стандарт РФ,
  • СНиП - Строительные нормы и правила,
  • СаНПин - Санитарные правила и нормы,
  • РДС - Руководящий документ Системы сертификации,
  • другие.

Учесть требования энергоэффективности и энергосбережения

Регулируется Приказом Минэкономразвития от 31 декабря 2009 г. № 1221 "О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к Правилам установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, - влечет наложение административного штрафа.

Наличие правил нормирования

Местные органы власти могут утвердить:
1) требования к товарам, работам и услугам (применяются для всех заказчиков для товаров из перечня),
2) нормы денежных затрат (применяются ко всей продукции отдельных заказчиков).

➤ Наличие запретов и ограничений по отношению к импортным товарам

  • постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 для программного обеспечения
  • постановление Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 для систем хранения данных
  • постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 для промышленных товаров
  • постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 для продуктов питания
  • постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 для радиоэлектронной продукции
  • постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 для промышленных товаров
  • постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 для медицинских изделий
  • постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 для лекарственных препаратов
  • приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н для товаров из иностранного государства
  • постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 О минимальной обязательной доле закупок российских товаров

➤ Проверить наличие типовых контрактов, типовых условий контрактов

Типовые контракты по 44-ФЗ — это готовые соглашения, которые заказчики обязаны использовать, чтобы разработать проект госконтракта в конкурентных процедурах и в закупках у единственного поставщика.

Постановление правительства № 606 от 02.07.2014 — это основной документ, который регулирует содержание типовых контрактов по 44-ФЗ и порядок их разработки. Разработчики готовят сам текст, информационную карту и приложения к госконтракту. Основной текст содержит условия гражданско-правового договора на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги.

➤ Определить способ закупки

  • Конкурс - Ст.48
    Условия: не входит в аукционный перечень согласно Распоряжения Правительства от 21.03.2016г. №471-р
  • Аукцион в электронной форме (электронный аукцион) - Ст.49
  • Запрос котировок (цен) - Ст.50
    Условия: НМЦК не превышает 3млн.рублей; Годовой объем закупок не должен превышать 20% СГОЗ или  100 млн.руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем году составил менее 500млн.руб.

Требования, преимущества и ограничения к участникам закупки

Требования к участникам закупки 

  • Основные требования установлены ч.1 ст.31.
  • Требование лицензирования установлены Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N99-ФЗ.
  • Дополнительные требования установлены Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. №2571.
  • При строительных работах применяются положения Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ): подрядные организации, выполняющие инженерные изыскания, проектные работы, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос объектов капитального строительства должны быть членами соответствующих СРО. Данное требование распространяется на подрядные организации, заключившие контракты непосредственно с заказчиками строительных работ (т.е. на генподрядчиков).Субподрядчики, привлекаемые генподрядчиком для выполнения работ по контракту, могут не быть членами СРО вне зависимости от суммы выполняемых ими работ по контракту. ГрК РФ не предъявляет каких-либо требований к таким организациям, предусматривая, что всю ответственность за качество выполненных ими работ перед заказчиком несет генподрядчик.
    Установить запрет на привлечение субподрядчиков заказчик также не вправе, т.к. данный запрет будет рассматриваться как требование к участнику о личном выполнении работ, что не соответствует Закону № 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию.
    ГрК РФ предусматривает 2 исключения, когда подрядчики могут не быть членами СРО:
    - если подрядчик является одним из лиц, указанных в ч.2.1. ст.47, ч.4.1. ст.48, ч.2.2. ст.52, ч.6 ст.55.31 ГрК РФ;
    - если цена заключенного контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает 10млн.рублей (ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ), а на снос объекта капитального строительства 1млн.рублей (ч.5 ст.55.31 ГрК РФ).

На данном этапе необходимо определить документы, которые должны быть представлены участником закупки согласно законодательству (в составе заявки и/или в процессе исполнения контракта)

➤ Наличие преимуществ и ограничений к участникам закупки

Статья 30. Закупка товаров, работ и услуг у СМП / СОНО
Заказчик обязан осуществить закупки у СМП, СОНО в размере не менее 25% (с 2022 года) СГОЗ (совокупного годового объема закупок) путем торгов. При этом, предусмотрены два способа участия СМП/СОНО в закупках

– их участие в определении поставщиков, подрядчиков, исполнителей (НМЦК одной закупки не должна превышать 20 млн.рублей)
– привлечения их в качестве субподрядчиков, соисполнителей.
Заказчик сам определяет, какие закупки будут проводится для СМП/СОНО. Чтобы закупка считалась проведенной у СМП/СОНО необходимо наличие в извещении ограничения в отношении участников закупок - СПМ, СОНО. При этом участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНО. По итогам года составляется Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Статья 28. Участие учреждений и предприятий УИС
Преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%.

Статья 29. Участие организаций инвалидов
Преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%.

Перечень товаров указан в Распоряжении Правительства РФ от 8 декабря 2021 г. №3500-р "Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы и участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов".

В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признано учреждение инвалидов или УИС, контракт заключается с учетом преимущества 15%, но не выше НМЦК.
Расчет: Цена контракта увеличивается на 15% (но не более НМЦК) и по увеличенной цене заключается контракт.

  • Если товары, работы, услуги не включены в указанные перечни, то установление преимуществ будет нарушением.
  • Если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, то отсутствие преимуществ будет нарушением.
  • Нельзя одновременно устанавливать преимущества для учреждений и предприятий УИС и ограничение СМП/СОНО, так как эти два условия противоречат друг другу (учреждение или предприятие УИС не может быть малым предприятием или социально ориентированной некоммерческой организацией).
  • Закупка, в которой устанавливается преимущества организациям инвалидов, может быть осуществлена среди СМП, СОНО. Специалисты Минэкономразвития считают, что это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Если заказчик проводит закупку среди СМП и СОНО – это не основание исключать преимущества для организаций инвалидов (п. 20 письма от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889, письма от 27 февраля 2015 г. № Д28и-362, от 26 июля 2016 г. № ОГ-Д28-8994).

Запреты и ограничения

Применение национального режима при осуществлении закупок (Статья 14)

Для определенных категорий устанавливается запрет на допуск товаров из иностранных государств, а также работ и услуг, выполняемых иностранными лицами. Ограничения устанавливаются постановлениями правительства и приказами Минфина.

Перечень актов, устанавливающий ограничения:

Запреты на допуск товаров из иностранных государств

Внимание! Запреты применяются на все способы определения поставщика, в том числе закупки у единственного поставщика!

Название говорит само за себя. С иностранной продукцией (кроме стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС*)) совсем никак нельзя участвовать в закупках, в которых установлен запрет.
Принцип работы. Все заявки с иностранными товарами будут отклонены по 2-й части.
*Примечание: В ЕАЭС входят Россия, Киргизия, Казахстан, Белоруссия, Армения.

  • постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 для программного обеспечения
  • постановление Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 для систем хранения данных
  • постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 для промышленных товаров

Запреты по ПП №616 не применяются в следующих случаях:
а) отсутствие на территории РФ производства промышленного товара, которое подтверждается перечнем, наличием разрешения на закупку Министерством промышленности и торговли;
б) закупка в пределах сумм: стоимость единицы товара не превышает 100 тыс. рублей, а также суммарная стоимость всех единиц составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 123, 125 - 127 перечня);
в) необходимость взаимодействия с товарами ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 67 - 71 перечня);
г) закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым в соответствии с технической документацией (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 25 3 - 25 7 и 47 - 51 перечня);
д, е) закупки, осуществляемые Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой охраны РФ, Службой внешней разведки, МВД,  Федеральной службой войск национальной гвардии РФ, подведомственными им организациями и т.п.

 

Ограничение допуска товаров из иностранных государств

По результатам закупок с ограничением допуска можно поставить иностранный товар, но только в том случае, если другие участники закупки также предлагали иностранный товар.
Принцип работы. Народное название — правило «Третий лишний». Если на участие в закупке подано 2 или более заявки, в которых предложен товар ЕАЭС от разных производителей, то все заявки с иностранным товаром будут отклонены по 2-й части.
Для Постановления №878 с 31 августа 2021 года действует правило «Второй лишний». Аналогично: если на участие в закупке подана хотя бы одна заявка, в которой предложен товар ЕАЭС, то все заявки с иностранным товаром будут отклонены по 2-й части.

  • постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 для продуктов питания
  • постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 для радиоэлектронной продукции
  • постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 для промышленных товаров
  • постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 для медицинских изделий
  • постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 для лекарственных препаратов
Постановление Регулируемая продукция Как подтвердить соответствие?
N 617 Промышленные товары: канцтовары, химическая продукция, изделия из резины, пластмасс и полимерных материалов, металлические изделия, оружие, механизмы, музыкальные инструменты, спортивное снаряжение. В заявке декларировать наличие товара в реестре российской промышленной продукции с указанием реестрового номера или декларировать происхождение товара из прочей страны ЕАЭС. На этапе исполнения контракта предоставить выписку из Реестра российской промышленной продукции (в случае российского товара) или сертификат СТ-1 в случае товара из прочей страны ЕАЭС.
N 878 Радиоэлектронная продукция: оборудование компьютерное, электронное, оптическое, электродвигатели, генераторы, аккумуляторы, кабели провода. Декларировать в заявке наличие продукции в Едином реестре Российской радиоэлектронной продукции или в Евразийском реестре промышленных товаров с указанием реестрового номера.
N 832 Пищевые продукты. Декларировать в заявке страну происхождения товара (ЕАЭС).
N 102 Медицинские изделия. Приложить в заявку сертификат СТ-1.
N 1289 Лекарственные препараты. Приложить в заявку сертификат СТ-1.

Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства, если в отношении  таких товаров, работ, услуг не установлен запрет

Условия допуска товаров не предполагают отклонение заявок, содержащих товары из иностранных государств или предложения выполнения работ, оказания услуг иностранными лицами, а лишь подразумевают приоритет по цене товарам (работам, услугам), происходящим из государств-членов Евразийского экономического союза (выполняемым, оказываемым лицами из государств-членов Евразийского экономического союза).
Подтвердить соответствие: Декларировать в заявке страну происхождения товара (ЕАЭС).

  • приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н для товаров из иностранного государства

Условия допуска не применяются:

  • Процедура признана несостоявшейся;
  • Все участники предлагают иностранный товар;
  • Все участники предлагают российский (ЕАЭС) товар;
  • В отношении закупаемых товаров установлен запрет.

Принцип работы.

1) При проведении аукциона
Если победитель с иностранным товаром, контракт с ним будет заключаться по цене, сниженной на 15-20 %* от его предложения.

Например: НМЦК=1500тыс.руб. Победитель предложил цену контракта 1000млн.руб. Контракт будет с ним заключен по цене 850тыс.руб.

2) При проведении конкурса, запроса котировок
Заказчик будет оценивать заявки участников с российскими (ЕАЭС) товарами так, будто предложенная в них цена ниже на 15-20 %*, а заключать с ними контракт будет по предложенной ими цене.

*Примечание: преференция в размере 20 % применяется при закупках продукции из Приложения №2 в рамках национальных проектов (программ), преференция в размере 15 % применяется в общем случае при закупках продукции из Приложения №1.

Например:

Участник Предложенный товар НМЦК Фактическое предложение цены Заказчик оценивает цены как Итоговые баллы** Победителю направляют контракт с ценой
Участник 1
(победитель)
Есть иностранный товар 1 200 000 руб. 900 000 руб. 900 000 руб. Меньше баллов
Участник 2 Весь товар из стран ЕАЭС 1 200 000 руб. 1 000 000 руб. 850 000 руб. Больше баллов 1 000 000 руб.

** Примечание: предположим, что баллы обеих заявок за неценовые критерии равны.

Квотирование закупок

Норма устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров.

  • постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 О минимальной обязательной доле закупок российских товаров

Нормирование затрат

Нормирование в сфере закупок 44 ФЗ обязательно для организаций:
➜ государственные органы;
➜ организации, управляющие государственными внебюджетными фондами;
➜ муниципалитеты;
➜ госкорпорации «Росатом», «Роскосмос»;
➜ казенные учреждения (кроме тех, для которых формируется задание на производство работ или оказание услуг от госучреждений и муниципальных организаций);
➜ самые значимые учреждения образование, медицинские организации, объекты науки и культуры.

Правила нормирования в сфере закупок устанавливают:
Правительство РФ: общие правила нормирования определяются Постановлениями Правительства

- №476 от 18.05.2005г. Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения"
- №927 от 02.09.2015г. Об определении требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)"
- №926 от 02.09.2015г. Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)
Органы власти регионов и муниципалитетов: непосредственные правила нормирования.
Местные органы власти. Они могут утвердить:
1) требования к товарам, работам и услугам (применяются для всех заказчиков для товаров из перечня),
2) нормы денежных затрат (применяются ко всей продукции отдельных заказчиков).

Нормирование по 44 ФЗ для бюджетных учреждений:
Требования устанавливаются только к приобретаемым товарам, работам и услугам. Нормативные затраты не регулируются. Исключение – организация осуществляет госзакупку от лица государственного или муниципального заказчика.

Типовые нарушения

Нормирование - это установление требований к продукции, приобретаемой заказчиками (ст.19 44-ФЗ).

Цель нормирования – обеспечить эффективное расходование бюджетных средств и не допустить приобретение товаров, работ и услуг с повышенными потребительскими свойствами и по завышенным ценам.

Включение в один лот технологически не связанной продукции

➤ Включение в один лот двух и более видов работ (услуг), требующих различные виды лицензий (свидетельств, СРО и др)

➤ Включение в один лот товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются и не предоставляются преимущества, преференции

➤ Установление конкретных значений в требованиях к товару (например, длина=4655 мм)

➤ Установление требований к товару, свойственных только одному конкретному товару

Незаконное указание товарных знаков (без возможности предложить эквивалент), страны происхождения товара, маркетинговых наименований

➤ Указание слов "или эквивалент" без расшифровки критериев эквивалентности

➤ Избыточные характеристики

➤ Некорректные ссылки на стандарты, технические регламенты и прочие документы, в т.ч. утратившие силу. Неполное или неточное указание показателей из стандартов, использование ссылок на стандарты без детализации требуемых показателей.

➤ Использование нестандартных показателей, условных обозначений или терминов (без обоснования)

➤ Установление требований к товарам, которые отсутствую в КТРУ (без обоснования)

➤ Установление требований к компонентам товара, химическому составу, технологии производства и т.д.

➤ Установление нереальных сроков поставки

➤ Установление требований к квалификации поставщика, подрядчика, исполнителя (авторизованный сервисный центр, опыт работы и др.)

➤ Требования предоставления "лишних" документов в заявке или при исполнении контракта

➤  Потеря отдельных требований к продукции на стадии заключения контракта